Информационно-компьютерные технологии на уроках изо, искусства, МХК
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
Как много новых технологий
К нам с новым веком в класс пришло.
Забудем, как считали на листочках
И графики по клеточкам вели.
Сейчас возможности открыл компьютер.
Дерзай! Твори! Учись и пробуй!
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Культура, мораль и нравственность – это управляющие, долгоживущие параметры порядка, которые «держат» социум ,именно они лежат в основе грамоты изобразительного искусства, независимо от того, с применением они классических или инновационных техник преподавания. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка и это возможно средствами деятельностного подхода .Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности – сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства, действия ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта . Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Разговоры же о том, что«каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - иногда для учеников не являются убедительными. Поэтому передо мной встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе увлекательным? Процесс обучения есть всегда обучение деятельности . Деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования. Конечная цель деятельностного подхода в изобразительном искусстве - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Характеристика видов деятельности учащихся в изобразительном искусстве:
Совершенствовать,использовать,осознать,вырабатывать,объяснять,осуществлять,учитывать,проявлять,
отражать,выбирать,прочуствовать,испытать,проживать,воображать.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Концепция – это система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений.
Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающие философские, психологические, дидактические и социально – педагогические обоснования достижения образовательных целей.
Новизна предусматривает:
-изменение подходов к преподаванию изобразительного искусства в рамках образовательного учреждения;
-изменение статуса ученика как главной фигуры ЗУН , делающего заказ на обучение;
-ориентацию учителя на индивидуальные потребности учащихся;
-оценивание продвижения ученика по личностным и поведенческим параметрам;
-ориентацию учителя на стандарт как на конечный ориентир обучения, путь к которому индивидуален;
-выявление индивидуальных возможностей и интересов учащегося;
Концептуальное своеобразие моей образовательной модели состоит идея о том, что эффективная технология обучения, а именно использование ИКТ позволяет раскрыть потенциал каждого ученика за счет создания благоприятных условий для полноценной самореализации личности. Для достижения высокого современного качества образования в процессе развития личности выдвигаю принцип сотрудничества ученика и учителя. Принцип сотрудничества – это целое гуманистическое направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущие приемы педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и школьника. Урок ИЗО, искусства с применением компьютера становится приоритетным и для учителя, и для ученика. Здесь возможно соединить движение, изображение, звук, что действует на все органы восприятия ребенка и лучше запоминается. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явление искусства. Учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, а участники и целью учителя становится формирование навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку презентаций самими учащимися. Мне интересна эта технология, потому что она включает в себя совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. При выполнении комьютерной презентации учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий, который проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера. Участвуя в данных технологиях, дети приобретают художественные умения и навыки, а главное – они вовлечены в творческий процесс, где каждый, имеет возможность проявить свою индивидуальность. Они настолько увлекаются изучаемой темой и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере. В процессе создания презентаций учитель может проявить себя и как сценарист, и как режиссер, и как художник, и как исполнитель. Информационная технология обучения помогает строить учебный процесс, ориентированный на личность ученика, с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В этом случае в центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность. Учитель выступает при этом в роли консультанта, помощника, который руководит творческой деятельностью, но делает это ненавязчиво. Именно в этом обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения: ученик – равноправный участник совместной деятельности с учителем. Он учится анализировать каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Поэтому, на уроках изобразительного искусства информационно - коммуникационные технологии являются основным средством художественно - творческого развития учащихся. Информационные технологии не только меняют формы и методы учебной работы, но обогащают образовательные процессы.
Наличие теоретической базы опыта .
В своей работе я опираюсь на идею активизации познавательной деятельности учащихся, которую изучали многие ведущие ученые - психологи и педагоги: Л.В. Занков, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко.
Методологическую основу исследования составили современные концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, др), по теории художественного образования и воспитания (B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Особое значение имели работы в области психологии изобразительной деятельности: Волков Н.Н., Зинченко В.П., Игнатьев Е.И.,
Ломов С.П., Смирнов Г.Б., Якобсон П.М. и др., в которых раскрывались движущие силы, условия и механизмы воспитания,концепции использования информационных технологий в образовании (А.А. Кузнецов, Ю.А. Первин, Е,С.Полат). Исследование базируется на трудах отечественных и зарубежных учёных в области применения компьютерных технологий в школьном образовании (М.Ю. Бухаркина, Н.А. Лепская, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, Б.Хантер и др.). Думаю, что через повышение творческой активности учащихся можно достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, повышения культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным.
Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.
На мой взгляд, наиболее перспективными принципами педагогической техники являются принципы, изложенные Г. К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств»
Что для молодёжи современно и интересно? Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.
Опираясь на наиболее существенное в трудах ведущих педагогов, используя элементы известных методик, я наметила свой подход в использовании информационно-коммуникативных технологий в преподавании изобразительного искусства, в чем и вижу новизну опыта.
Каждый урок программы Б.М.Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяют открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляют возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора. Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:
- возможность обеспечить визуальное восприятие информации;
- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
- иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
- обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
- применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.
Разработка и применение компьютерных программ на уроках эстетического цикла позволит глубже усвоить предлагаемые учителем темы, обеспечить наибольшую наглядность, что очень важно, показать ученикам этапы выполнения предлагаемого задания, а также проиллюстрировать урок не только произведениями художников, но и собственными работами учащихся, что повышает интерес детей к предмету.
Педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании методов инновационных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности, тем самым, создавая условия развития творческой активности на уроках изобразительного искусства.
Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку. Все это заставило меня переосмыслить и проанализировать с вою педагогическую деятельность.
Длительность работы над опытом
Начальный---- (2005-2009 уч. год) – когда обозначилась проблема использования коммуникативных технологий на уроках искусства (противоречие между традиционными методами обучения и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся через использование инновационных форм обучения). Изучение и анализ социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме опыта, осмысление теоретических и методологических положений. Разработка содержания, структуры, критериев и показателей оценки уровня сформированности информационной компетентности учащихся.
Основной---- (2010-2012 уч.год) – когда проводилась исследовательская работа, а в практику внедрялись уроки изобразительного искусства с применением ИКТ технологий.
Заключительный----- (2012-2014 уч. год) – обработка и осмысление полученных в ходе работы данных, систематизация и обобщение результатов, оформление опыта работы.
Таким образом, длительность работы над представляемым опытом составляет в общей сложности 9 лет.
Оптимальность и эффективность средств.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Вспомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». При закреплении пройденного материала, можно предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями; тренажером и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихсяс учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал можно подготовить как в электронном, так и бумажном виде.
Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме целесообразно организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний.
Преимущества использования ИКТ:
возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, названий картин и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран);
этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых.
- использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.
обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ;
повышение уровня использования наглядности на уроке,
повышение производительности урока;
появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций;
преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается науровне знаний учащихся;
применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.
Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую:
- во время знакомства с декоративно-прикладным народным творчеством 5 класс, например – «Полотенце,мордовский орнамент»,»Жостово» и др.
- во время изучения темы «Архитектура и монументальные виды искусства», при изучении таких тем по изобразительному искусству как «Особенности народных глиняных игрушек», «Жанры изобразительного искусства», «Виды изобразительного искусства», «Музеи мира», «Русское деревянное зодчество», «Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга». С учащимися работаем с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний «Интерсофт», «Кирилл и Мефодий», “Просвещение-МЕДИА”, “МедиаХауз”, “Новый диск”, «Фобус Стиль». и др. Во время знакомства с творчеством художников «Исаак Левитан», «И.И. Шишкин – певец русского леса» и т.д.;
· при изучении жанров изобразительного искусства
· при изучении тем по декоративно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома» и т.д.
· при изучении законов композиции. (Во время урока при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки.)
· при изучении законов цветоведения и т.д.
Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету. Результативность применения данного опыта проявляется: в успешном участии учащихся в предметных олимпиадах разного уровня:
Муниципальный уровень: победы и призовые места - 4.
Республиканский уровень: победы и призовые места-5. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по изобразительному искусству,искусству,МХК
Муниципальный уровень: победы и призовые места - 5