-
Цели :
-
.Образовательные:
Познакомить учащихся с элементарными средствами выразительности рисунка (своеобразная композиция, контраста света и тени, удачных цветовых сочетаний).
-
2 Развивающие:
Изобретение пейзажа, передача в нём настроения.
-
3 Воспитательные:
а) воспитывать чувство любви к природе родного края;
б) формировать эмоционально-ценностное отношение к своей Родине; ,в) формировать умение работать в группах.
Оборудование. Репродукции художников-пейзажистов (И.Левитан, А.Куинджи, А.Саврасов, И.Грабарь, К. Юон), Рисунки детей, презентация .
Ход урока.
1 Орг. момент – проверить готовность учащихся к уроку.
2 Объяснение нового материала.
Строки из стихотворения А.А.Фета:
«Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы».
Четыре краткие строчки – и создан прекрасный образ. Что показывает поэт в своём стихотворении? (Обращение к учащимся).
Красота природы это не только яркие цветы, ночные закаты, синие озёра. Мимо неё часто равнодушно проходим.
«Полусгнивший мостик, корявые деревья, серые постройки, куча брёвен… . Ну, что привлекательного в таком пейзаже! А вот знаменитый русский пейзажист И.И.Левитан и запечатлел, ничего не приукрасив. Только разглядел он больше, чем другие: траву, дорогу, водяное зеркальце, пускающее блики под старый мост, листву в дымке тёплого дня. Всё полно жизни, ощущения близкого присутствия человека».(«Мостик. Саввинская слобода». Левитан.).
Художник Н.К.Рерих облака называл «небесное зодчество».
Художник Куинджи мог подолгу любоваться какой-нибудь былинкой, с восхищением наблюдать за муравьём, огорчиться при виде попавшего в беду жука. Дома устроил настоящий птичий лазарет, и к нему постоянно приносили раненых и больных голубей, воробьёв, ворон, а он вместе с женой лечил их.
Пейзаж (фр. сл.) – страна, местность – жанр, посвящённый воспроизведению человеком природы. Отдельное художественное произведение этого жанра называется пейзажем (Определение записать в альбомы).
1 задание (устное) – подобрать к пейзажу А.Саврасова «Грачи прилетели» своё название (Заслушать несколько вариантов).
2 задание – создать словесные зарисовки к стихам:
1 ряд – утро; 2 ряд – вечер; 3 ряд – ночь.
НОЧЬ:
«Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звёзды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют …
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убелённые луной …»
(Ф.Тютчев.)
ВЕЧЕР:
«Песок сыпучий по колено …
Мы едем – поздно – меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень»
(Ф.Тютчев.)
УТРО:
«Из-за леса, леса тёмного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
Загорались ярким пламенем,
Сосны старые, могучие,
Наряжали ветви хвойные
В покрывала златотканые»
(С.Есенин.)
3 Задание для самостоятельной работы.
Составить композицию для небольшого рассказа (Рассказы записаны на доске).
1 ВАРИАНТ.
Спорят между собой деревья. Кто красивее? А осень всех решила помирить и раздала всем нарядные одежды. И залюбовались деревья своим отражением в пруду.
2 ВАРИАНТ.
Гудит, гремит небо. Налились тучи свинцом – отяжелели. Сначала на пригорке, потом у моста, а затем у самого дома забарабанил холодный дождь.
Вопросы:
а) настроение в тексте, какое присутствует?
б) у какого варианта должен получиться тёплый пейзаж, холодный пейзаж?
в) какие цвета будем использовать?
4 Подведение итогов урока.
1) просмотр удачных работ;
2) выставление оценок;
3) поблагодарить детей за творчество, хорошее настроение и увлечённость живописью.
|